МАССОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ ФОРЕКС

Лучшие Форекс брокеры 2021:
Читайте в этой статье:

Психология на Форекс

Психология Форекс является важной составляющей для успешной торговли. Начинающему трейдеру бывает достаточно сложно преодолевать психологические барьеры, которые мешают ему зарабатывать. В результате Форекс для него превращается в азартную игру, в которой им руководит не здравый смысл, а неконтролируемые эмоции. Если трейдеру удается закрыть свою первую сделку с прибылью, то в нем просыпается азарт, он сразу перестает контролировать себя, что приводит к сливу депозита и полному разочарованию в торговле на валютной бирже.

Что происходит на Форексе

Помимо азарта психология Форекс подчиняется таким негативным эмоциям, как жадность и страх. Наверное, многим знакома такая ситуация, когда вы вошли в рынок и видите, что цена пошла в нужном направлении. При этом вами овладевает страх, что цена сейчас развернется, и вы закрываете сделку с небольшой прибылью, а цена продолжает свое движение. Также часто случается, когда вы не угадываете направление цены и вместо того, чтобы закрыть сделку с небольшим минусом, продолжаете ждать, что цена развернется и пойдет в нужном направлении. В итоге Форекс превращается в игру и больше напоминает рулетку, чем источник вашего дохода.

Чтобы этого не произошло, необходимо подходить к торговле на Форекс, как к работе, полностью сосредотачиваясь на своей стратегии. Открытие и закрытие сделок должно быть подчинено четкой логике, а не эмоциям. Данный раздел поможет понять вам, что такое психология Форекс и как научиться управлять своими эмоциями. Только трезвый подход к торговле на Форекс позволит вам контролировать свои эмоции и начать зарабатывать хорошие деньги.

Гюстав Лебон «Психология толпы»

«Обиделся на форекс и больше не торгую…»

Причин такому решению может быть много. Это и недостаточные знания трейдера, и нежелание быть настойчивым в достижении своей цели, низкая самооценка и мотивация трейдера, а также неумение справиться со своими эмоциями и нервами во время торговли на форекс.

Рейтинг Форекс брокеров:

Психология трейдера, все же, является основой для успеха трейдера или его неуспеха на этом высоко рисковом и стрессовым для психики трейдера рынке. Однако, «не так страшен черт, как его малюют», – говорит народная поговорка. В любой ситуации можно найти решение и научиться торговать в плюс.

Обида и гнев на Форекс

Приведу пример типичной ситуации возникновения обиды и даже гнева у трейдера. Трейдер вошел в рынок, открывшись в одном из направлений. Рынок не пошел сразу в его сторону, а начал свое движение против позиции. Однако, стоп-лосс приказ трейдера был размещен около важного ценового уровня. Рынок долго и упорно ходил около него, но не имел силы пробить данный уровень. В конце концов рынок последним пипсом берет стоп-лосс трейдера и, разворачиваясь, резко идет в сторону первоначального прогноза.

Что испытывает трейдер в данный момент? Очень неприятные чувства. Чувство обиды, гнева и раздражения.

В данной ситуации наиболее разумным для трейдера будет перестать торговать, сделать паузу. Что может произойти в противном случае — это необдуманные, принятые под влиянием эмоций решения трейдера о новом входе в рынок. И, как следствие, новые ошибки.

Разберем понятие обиды и дадим методы борьбы с этим чувством

Обида — это внутреннее молчаливое несогласие, с каким-то результатом, кажущимся нам несправедливым.

Причины возникновения обиды — их несколько. Условно их можно подразделить на такие составляющие:

Рейтинг Форекс платформ:

Массовая МАНИПУЛЯЦИЯ сознанием — зеркальные нейроны

Внутренняя выгода. Трейдер обижен на то, что он получил убыток и не заработал прибыль, хотя его прогноз был верным.

Шаблонное мышление. Если рынок пошел по вашему прогнозу, но вы слишком близко выставили стоп-лосс около его возможных максимумов, виноват ли в этом рынок? Возможно, вам стоит пересмотреть стратегию выставления стоп-лосс приказов.

Психология трейдинга | Основы Форекса

Непроизвольная эмоциональная реакция на обиду. Вы считаете, что это несправедливо, естественно, вы будете обижены и раздражены.

Однако, для рынка нет справедливости или несправедливости. Рынок слишком велик, и ему все равно, где у вас стоял ваш стоп-лосс приказ, он просто движется там, где это определили спрос и предложение. Движения цены определяет массовая психология трейдеров. Все-таки рынок форекс — это поведенческий рынок. Его формируют люди.

Серьезная обида на что-либо рождает внутреннее напряжение у трейдера. Напряжение в организме трейдера нарушает душевный и физический баланс. Это напряжение лучше снять, и полезная вещь в этом — физическая прокачка обиды.

Что можно сделать, если вы испытываете обиду?

1) Включите голову и перестаньте себя накручивать.

Урок 12. Психология людей, торгующих на бирже

2) Сделайте зарядку, растяжку, отожмитесь от пола, физически нагрузите себя, это поможет отвлечься.

3) Удивитесь как бы в шутку такому событию. Скажите «О?» и с удивленными глазами сделайте поворот головы в сторону.

4) Задержите свое дыхание, как можно дольше. Но не забудьте выдохнуть. ��

5) Проговорите свою обиду, и вам станет намного легче.

6) Переключите внимание на другие дела.

7) Сделайте выплеск эмоции обиды и переключите внимание. Например, напишите на листе бумаги все причины вашей обиды и сожгите его. Объяснять, в чем здесь секрет, долго. Попробуйте, действует великолепно.

Любую психологическую проблему можно и нужно решить и преодолеть. Помните об этом.

Зигмунд Фрейд — Массовая психология и анализ человеческого «Я»

Зигмунд Фрейд — Массовая психология и анализ человеческого «Я» краткое содержание

Зигмунд Фрейд – австрийский психолог, психиатр и невропатолог, основоположник психоанализа, автор многочисленных трудов: «Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни», «Остроумие и его отношение к бессознательному», «Тотем и табу» и т.д. Представления Фрейда о бессознательном, о сублимации, о динамической психической структуре личности и мотивах человеческого поведения, значении детского эмоционального опыта в душевной жизни взрослого, постоянном психическом влечении к эросу и смерти нашли широкое распространение в современной культуре.

В настоящем издании представлены работы, считающиеся теоретической кульминацией творчества Фрейда. В них сформулированы и обоснованы предпосылки мысли Фрейда, а также обозначены сами источники возникновения существенных положений психоанализа.

Массовая психология и анализ человеческого «Я» — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Зигмунд Фрейд – австрийский психолог, психиатр и невропатолог, основоположник психоанализа, автор многочисленных трудов: «Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни», «Остроумие и его отношение к бессознательному», «Тотем и табу» и т.д. Представления Фрейда о бессознательном, о сублимации, о динамической психической структуре личности и мотивах человеческого поведения, значении детского эмоционального опыта в душевной жизни взрослого, постоянном психическом влечении к эросу и смерти нашли широкое распространение в современной культуре.

В настоящем издании представлены работы, считающиеся теоретической кульминацией творчества Фрейда. В них сформулированы и обоснованы предпосылки мысли Фрейда, а также обозначены сами источники возникновения существенных положений психоанализа.

Freud, Фрейд, психоанализ, психотерапия, невроз, невротик, истерия rude Sergej Chumakov [email protected] Tibioka FB Tools; edit+; hands, FB Editor v2.0 2005-09-30 http://fictionbook.ru 6C5DA3FF-ABD1-46F9-AA6F-8A99BE5A89D5 1.1

1.0 – 5.10.2005

version 1.1 – правка документа – Tibioka

В кн.: Фрейд З. Я и Оно. Т.1 Мерани Тбилиси 1991

Массовая психология и анализ человеческого «Я»

Противоположность между индивидуальной психологией и социальной психологией (или психологией масс), кажущаяся на первый взгляд весьма значительной, оказывается при тщательном исследовании не столь резкой. Хотя индивидуальная психология построена на наблюдении над отдельным человеком и занимается исследованием тех путей, идя которыми индивид стремится получить удовлетворение своих влечений, однако при этом ей приходится лишь изредка, при определенных исключительных условиях, не принимать во внимание отношений этого индивида к другим индивидам. В душевной жизни одного человека другой всегда оценивается как идеал, как объект, как сообщник или как противник, и поэтому индивидуальная психология с самого начала является одновременно и социальной психологией в этом распространенном, но весьма правильном смысле.

Отношение индивида к своим родителям, к братьям и сестрам, к своему любовному объекту, к своему врачу, следовательно, все те взаимоотношения, которые до сих пор были преимущественно предметом психоаналитического исследования, могут быть оценены как социальные феномены и противопоставлены некоторым другим процессам, названным нами нарцистическими, при которых удовлетворение влечений избегает влияния других людей или отказывается от контакта с ними. Следовательно, противоположность между социальными и нарцистическими – Bleuler сказал бы, может быть, аутистическими – душевными актами принадлежит к области индивидуальной психологии и не может служить признаком, отделяющим ее от социальной психологии или психологии масс.

В вышеупомянутых взаимоотношениях с родителями, с братьями и сестрами, с любимым лицом, с другом и с врачом, человек испытывает всегда влияние одного лишь лица или очень ограниченного числа лиц, из которых каждое имеет огромное значение для него. Вошло в обыкновение, говоря о социальной психологии или о психологии масс, не обращать внимания на эти взаимоотношения и выделять в качестве предмета исследования одновременное влияние, оказываемое на человека большим числом людей, с которыми он связан в каком-нибудь одном отношении, в то время, как во многих других отношениях он может быть им чужд. Итак, психология масс занимается исследованием отдельного человека как члена племени, народа, касты, сословия, института или как составной части человеческой толпы, организовавшейся в массу к определенному времени для определенной цели. После того, как эта естественная связь прекращалась, можно было оценивать явления, происходящие при этих особых условиях, как выражение особого, неподдающегося дальнейшему разложению влечения, социального влечения – herd instinct, group mind, – не проявляющегося в других ситуациях. Против этого мы возражаем, что нам трудно придать моменту численности такое большое значение, в силу которого он сам по себе мог бы будить в душевной жизни человека новое, до тех пор инактивное влечение. Обратим внимание на две другие возможности: что социальное влечение может не быть первоначальным, может подвергнуться дальнейшему разложению и что корни его развития можно найти в более тесном кругу как, например, в семье.

Психология масс, хотя и находящаяся в зачаточном состоянии, обнимает необозримое множество индивидуальных проблем и ставит перед исследователем необозримое множество задач, которые в настоящее время даже не обособлены еще вполне друг от друга. Одна лишь классификация различных форм масс и описание выявляемых ими психических феноменов требует огромного наблюдения и подробного изложения; по этому вопросу имеется уже богатая литература. Всякий, кто сравнит размеры этой небольшой работы с объемом психологии масс, тот, конечно, сразу поймет, что здесь будут затронуты лишь немногие вопросы из всего материала. И действительно, здесь будут разобраны некоторые вопросы, к которым исследование глубин психоанализа проявляет особый интерес.

ОПИСАНИЕ МАССОВОЙ ДУШИ У ЛЕБОНА

Вместо определения массовой души, мне кажется более целесообразным начать с указания на ее проявления и выхватить из них некоторые особенно поразительные и характерные факты, с которых можно начать исследование. Мы достигнем и той и другой цели, если обратимся к некоторым страницам из книги Лебона «Психология масс», вполне заслуженно пользующейся известностью.

Уясним себе еще раз суть дела: если бы психология, предметом исследования которой являются наклонности, влечения, мотивы и намерения индивида вплоть до его действий и отношений к своим ближним, до конца разрешила свою задачу и выяснила бы все эти взаимоотношения, то она очутилась бы внезапно перед новой задачей, которая оказалась бы для нее неразрешимой: она должна была бы объяснить тот поразительный факт, что ставший ей понятным индивид при определенном условии чувствует, мыслит и действует иначе, чем этого можно было бы ожидать, и этим условием является приобщение к человеческой толпе, которая приобрела качество психологической массы. Что такое «масса», благодаря чему она приобретает способность оказывать такое сильное влияние на душевную жизнь индивида и в чем заключается душевное изменение, к которому она обязывает индивида?

Я обиделся на Форекс

Трейдер открывает торговую позицию, и цена, почти сразу, идет против него. Стоп-лосс, как положено, размещен у важного уровня. Цена неумолимо вплотную приближается к нему, но все-таки не касается, явно демонстрируя намерение развернуться в нужном трейдеру направлении. И она делает это, но разворачиваясь, одним пипсом цепляет стоп-лосс.
Знакомо? Думаю подобные сценарии происходили с каждым трейдером и не раз. Но вот реакции бывают разные.
Некоторые трейдеры обижаются на рынок Форекс за такую несправедливость.
Обида — это и есть внутреннее несогласие с тем, что произошло, потому что кажется неправильным, несправедливым.

Причины появления обиды у трейдера

Потерянная выгода. Трейдер составил верный прогноз, но не получил заслуженную прибыль.

Шаблоны мышления. Если рынок двигался согласно прогноза трейдера, то может быть надо что-то подправить в тактике выставления стоп-лоссов? Как правило, стоп-лоссы размещаются вблизи экстремумов. Может стоит рассмотреть другие варианты.

Надо понимать, что рынок Форекс — поведенческий, движение цены определяет массовая психология трейдеров. Рынку совершенно все равно, где вы выставили стоп-лосс, он движется в соответствии со сложившемся соотношением спроса и предложения, и ничего не предпринимает конкретно против вас.

Обида вызывает сопутствующие реакции: раздражение, гнев. Все это в совокупности нарушает внутренний баланс, как психологический, так и физический. Это напряжение непременно надо устранить.

Что делать трейдеру, если он обиделся

  • Перестаньте себя мысленно накручивать, тем самым усиливая негативное эмоциональное состояние.
  • Отвлекитесь от ситуации. Очень хорошо помогает это сделать любая физическая нагрузка.
  • Как бы удивитесь произошедшему событию, поверните голову в сторону с удивленными глазами.
  • Выдохните и задержите свое дыхание как можно дольше.
  • Расскажите о своей обиде вслух, и вы сразу почувствуете, что сила ее ослабла.
  • Займитесь другими делами и думайте о том, что делаете.
  • Выплесните эмоции, связанные с обидой, например, на листе бумаге. Пишите все, что придет в голову, а потом сожгите этот лист. Это работает, хоть и выглядит несерьезно.

Рынку Форекс абсолютно все равно на вашу обиду.

Re: Я обиделся на Форекс

Корней » 17 авг 2022, 10:10

Прочитал название темы и сразу почему -то появились ассоциации с погодой . Например : "Я обиделся на дождь" , или "Я обиделся на ветер " . Всяко в жизни бывает, но прежде чем выйти из дома хотя — бы прогноз нужно посмотреть . Это конечно тоже не грааль но шансов попасть в ненастье намного меньше .

Извиняюсь что влез ,со своими ассоциациями .

Как выиграть на бирже. Dr. A.Elder

Re: Я обиделся на Форекс

Nord » 17 авг 2022, 10:19

Обиды на рынок происходят еще и потому, что трейдеры ожидают от него излишней логичности и предсказуемости. Вот, расчертили они график своими уровнями, и цена обязательно должна ходить строго от одного к другому. Или новости вышли, и теперь обязательно доллар должен упасть. Но на движение цены влияют сотни факторов, как объективных, так и абсолютно субъективных, которые знать и учесть попросту невозможно. Потому всегда следует понимать: рынок не может быть ни прав, ни не прав. Каждый день и каждый час есть место непредсказуемости, и, если Вы промахнулись с прогнозом, это далеко не всегда Ваша ошибка. И вообще, что можно отнести на Форекс к ошибкам, а что нет?

Дважды два четыре. Если решить, что будет семь, ошибешься. Но тут существует давно высчитанный и доказанный результат, если его не знаешь, ошибаешься. Но Форексе такого объективного результата нет. Потому, коль ушла цена дальше, чем ожидал, или развернулась раньше ожидаемого уровня, здесь в принципе не может идти речь об ошибке. Конечно, после случившегося и сам трейдер, бьющий себя ушами по щекам, и сотни «умных» аналитиков, тут же находят где-то там, в истории уровень, и показывают «вот же! Как не заметил?» Да на каждую отметку цены можно найти уровень. И что? Как знать, где пробьет, а где отскочит? Только предполагать. И в промахе нет ошибки, только промах.

Другое дело, если я пять раз зашел в рынок с риском 20% от депозита, а потом сетую, как же так-то? Разорил меня коварный рынок! Нет, тут я именно ошибся, не подумав, что промахнуться пять раз подряд можно запросто. Если вижу, что игроки на рынке крупными объемами скупают валюту, продолжая тренд, а я лезу против, просто чувствуя откат. Ошибся. Если система, которая месяцами приносит мне стабильный доход говорит продавать, а я покупаю, потому как скучно все время за системой следовать, я действительно ошибаюсь. Даже если в этот раз получил прибыль, все равно ошибся! И вот тут вполне законно обидеться, только не на Форекс, а на себя.

Re: Я обиделся на Форекс

Inga » 17 авг 2022, 10:36

Корней писал(а): Прочитал название темы и сразу почему -то появились ассоциации с погодой . Например : "Я обиделся на дождь" , или "Я обиделся на ветер " . Всяко в жизни бывает, но прежде чем выйти из дома хотя — бы прогноз нужно посмотреть . Это конечно тоже не грааль но шансов попасть в ненастье намного меньше .

Извиняюсь что влез ,со своими ассоциациями .

А между прочим, очень правильная ассоциация. Обижаться на Форекс, все равно, что обижаться на ветер. 🙂
Конечно, трейдерам с опытом это кажется смешным.
Ну а начинающие ведь действительно обижаются, а некоторые даже "хлопают дверью" и уходят навсегда.

Re: Я обиделся на Форекс

serg_panther » 07 сен 2022, 03:38

Re: Я обиделся на Форекс

Inga » 09 окт 2022, 05:55

Re: Я обиделся на Форекс

serg_panther » 09 окт 2022, 06:00

Re: Я обиделся на Форекс

stejk » 11 янв 2022, 11:10

обидеться можно в таком случае только на себе, кто же еще виноват в ваших неудачах на рынке форекс.

Re: Я обиделся на Форекс

skalper » 11 янв 2022, 11:26

обидеться можно в таком случае только на себе, кто же еще виноват в ваших неудачах на рынке форекс.

Re: Я обиделся на Форекс

stejk » 11 янв 2022, 12:04

это нужно самому пережить, вот у меня было за день потери больше 10к. я до сих пор помню этот момент, обид было на все и на всех.

Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» (1921)

Масса импульсивна, изменчива и возбудима. Ею почти исключительно руководит бессознательное. Импульсы, которым повинуется масса, могут быть, смотря по обстоятельствам, благородными или жестокими, героическими или трусливыми, но во всех случаях они столь повелительны, что не дают проявляться не только личному интересу, но даже инстинкту самосохранения. Ничто у неё не бывает преднамеренным. Если она и страстно желает чего-нибудь, то всегда не надолго, она неспособна к постоянству воли. Она не выносит отсрочки между желанием и осуществлением желаемого. Она чувствует себя всемогущей, у индивида в массе исчезает понятие невозможного. Масса легковерна и чрезвычайно легко поддается влиянию, она некритична, неправдоподобного для неё не существует. Она думает образами, порождающими друг друга ассоциативно, – как это бывает у отдельного человека, когда он свободно фантазирует, – не выверяющимися разумом на соответствие с действительностью. Чувства массы всегда просты и весьма гиперболичны. Масса, таким образом, не знает ни сомнений, ни неуверенности.

Библиографический индекс: 1921c
Источник: Фрейд З. «Я» и «ОНО». Труды разных лет. Книга 1 — Тбилиси: Мерани, 1991, с. 71—138.
Оригинальное название: Massenpsychologie und Ich-Analyse
Первоисточник: Freud S. Massenpsychologie und Ich-Analyse, Leipzig, Wien, Zurich, Internationaler Psychoanalytischer Verlag G. M. B. H., 1921.
Перевод с немецкого: Голлербах Л.
Последняя редакция текста: freudproject.ru
Оригинальный текст: заказать
Сверка с источником произведена

Оглавление:

I. Введение [ниже]
II. Ле бон и его характеристика массовой души [см. ниже]
III. Другие оценки коллективной душевной жизни
IV. Внушение и либидо
V. Две искусственные массы: церковь и войско
VI. Дальнейшие задачи и направления работы
VII. Идентификация
VIII. Влюбленность и гипноз
IX. Стадный инстинкт
X. Масса и первобытная орда
XI. Одна ступень в человеческом «я»
XII. Дополнения

I. ВВЕДЕНИЕ

Противопоставление индивидуальной и социальной или массовой психологии, которая на первый взгляд может показаться столь значительной, многое из своей остроты при ближайшем рассмотрении теряет. Правда, психология личности исследует отдельного человека и те пути, которыми он стремится удовлетворить импульсы своих первичных позывов, но все же редко, только при определенных исключительных обстоятельствах, в состоянии она не принимать во внимание отношений этого отдельного человека к другим индивидам. В психической жизни человека всегда присутствует “другой”. Он, как правило, является образцом, объектом, помощником или противником, и поэтому психология личности с самого начала является одновременно также и психологией социальной в этом расширенном, но вполне обоснованное смысле.

Психология хомячка на Forex

Отношение отдельного человека к его родителям, сестрам и братьям, к предмету его любви, к его учителю к его врачу, то есть все отношения, которые до сих пор были главным образом предметом психоаналитического исследования, имеют право считаться социальными феноменами и становятся тогда противопоставленными известным другим процессам, названным нами нарцистическими, при которых удовлетворение первичных позывов от влияния других лиц уклоняется или отказывается. Итак, противопоставленность социальных и нарцистических душевных процессов – Блейлер, может быть, сказал бы: аутистических – несомненно входит в область психологии личности и не может быть использована с целью отделить эту психологию от психологии социальной или массовой.

В упомянутых отношениях к родителям, сестрам и братьям, к возлюбленной, к другу, учителю и к врачу отдельный человек встречается с влиянием всегда лишь одного лица или очень незначительного числа лиц, из которых каждое приобрело очень большое для него значение. Теперь – если речь идет о социальной или массовой психологии – эти отношения перестали принимать во внимание, выделяя как предмет особого исследования одновременное влияние на одного человека большого числа лиц, с которыми он чем-то связан, хотя они во многом могут ему быть чужды. Таким образом, массовая психология рассматривает отдельного человека как члена племени, народа, касты, сословия, институции или как составную часть человеческой толпы, в известное время и для определенной цели организующейся в массу. Такой разрыв естественной связи породил тенденцию рассматривать явления, обнаруживающиеся в этих особых условиях, как выражение особого глубже необоснованного первичного позыва – социального первичного позыва – который в других ситуациях не проявляется. Мы, однако, возражаем, что нам трудно приписать численному моменту столь большое значение, что он один пробуждает в душевной жизни человека новый и в других случаях остававшийся в бездействии первичный позыв. Наши ожидания обращаются тем самым на две другие возможности: что социальный первичный позыв может быть не исконным и не неделимым, и что начала его образования могут быть найдены в кругу более тесном, как например, в семейном.

Массовая психология, – пусть только зарождающаяся, включает ещё необозримое множество отдельных проблем и ставит перед исследователем бесчисленные, пока ещё даже не систематизированные задачи. Одна только группировка различных форм образования масс и описание проявленных ими психических феноменов требуют усиленных наблюдений и умелого отображения и уже породили обильную литературу. Сравнивая эту небольшую работу со всем объемом задания, следует, конечно, учесть, что здесь могут быть обсуждены лишь немногие пункты всего материала. Мы остановимся лишь на некоторых вопросах, особенно интересных для глубинного психоаналитического исследования.

II. ЛЕ БОН И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА МАССОВОЙ ДУШИ

Думается, что более целесообразно начинать не с определения, а с указания на известную область явлений, а затем уже выделить из этой области несколько особенно явных и характерных фактов, с которых может начаться исследование. Чтобы выполнить эти условия, мы обращаемся к выдержкам из книги Ле Бона “Психология масс”, по праву получившей широкую известность.

Уясним себе ещё раз положение вещей; если бы психология, наблюдающая склонности и исходящие из первичных позывов импульсы, мотивы и намерения отдельного человека вплоть до его поступков и отношений к наиболее близким ему людям, полностью свою задачу разрешила и все эти взаимосвязи выяснила, то она внезапно оказалась бы перед новой неразрешенной задачей. Психологии пришлось бы объяснить тот поразительный факт, что этот ставший ей понятным индивид при определенном условии чувствует, думает и поступает совершенно иначе, чем можно было бы от него ожидать, и условием этим является его включение в человеческую толпу, приобретшую свойство “психологической массы”. Но что же такое “масса”, чем приобретает она способность так решающе влиять на душевную жизнь отдельного человека и в чем состоит душевное изменение, к которому она человека вынуждает?

Ответить на три эти вопроса – задача теоретической массовой психологии. Нам думается, что для разрешения задачи правильнее всего начать с третьего вопроса. Материал для массовой психологии дает наблюдение над измененной реакцией отдельного человека: ведь каждой попытке объяснения должно предшествовать описание того, что надлежит объяснить.

Я предоставляю слово самому Ле Бону. Он говорит: “В психологической массе самое странное следующее: какого бы рода ни были составляющие её индивиды, какими схожими или несхожими ни были бы их образ жизни, занятие, их характер и степень интеллигентности, но одним только фактом своего превращения в массу они приобретают коллективную душу, в силу которой они совсем иначе чувствуют, думают и поступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и поступал бы. Есть идеи и чувства, которые проявляются или превращаются в действие только у индивидов, соединенных в массы. Психологическая масса есть провизорное существо, которое состоит из гетерогенных элементов, на мгновение соединившихся, точно так же, как клетки организма своим соединением создают новое существо с качествами совсем иными, чем качества от дельных клеток”.

Мы берем на себя смелость прервать здесь изложение Ле Бона замечанием: если индивиды в массе образуют единство, то должно существовать что-то, что их связывает, и этим связующим качеством могло бы быть именно то, что характерно для массы. Ле Бон, однако, на этот вопрос не отвечает; он обсуждает только изменение индивида в массе и описывает его в выражениях, которые вполне согласуются с основными предпосылками нашей глубинной психологии.

“Легко установить степень различия между индивидом, принадлежащим к массе, и индивидом изолированным, менее легко вскрыть причины этого различия.

Чтобы хоть приблизительно найти эти причины, нужно прежде всего вспомнить факт, установленный современной психологией, а именно, что не в одной лишь жизни органической, но и в интеллектуальных функциях преобладающую роль играют бессознательные феномены. Сознательная умственная жизнь представляет собой лишь довольно незначительную часть бессознательной душевной жизни. Тончайший анализ, острейшее наблюдение способны обнаружить лишь малое количество сознательных мотивов душевной жизни. Наши сознательные действия исходят из созданного в особенности влиянием наследственности бессознательного субстрата. Субстрат этот содержит в себе бесчисленные следы прародителей, следы, из которых созидается расовая душа. За мотивами наших поступков, в которых мы признаемся, несомненно, существуют тайные причины, в которых мы не признаемся, а за ними есть ещё более тайные, которых мы даже и не знаем. Большинство наших повседневных поступков есть лишь воздействие скрытых, незамечаемых нами мотивов”.

В массе, по мнению Ле Бона, стираются индивидуальные достижения отдельных людей и, тем самым, исчезает их своеобразие. Расовое бессознательно проступает на первый план, гетерогенное тонет в гомогенном. Мы сказали бы, что сносится, обессиливается психическая надстройка, столь различно развитая у отдельных людей, и обнажается (приводится в действие) бессознательный фундамент, у всех одинаковый. Таким путем возник бы средний характер массовых индивидов. Ле Бон, однако, находит, что у этих индивидов наличествуют и новые качества, которыми они не обладали, и ищет причины этого в трех различных моментах.

Урок 4. Что такое психология торговли на Forex?

“Первая из этих причин состоит в том, что в массе, в силу одного только факта своего множества, индивид испытывает чувство неодолимой мощи, позволяющее ему предаться первичным позывам, которые он, будучи одним, вынужден был бы обуздывать. Для обуздания их повода тем меньше, так как при анонимности, и тем самым, и безответственности масс, совершенно исчезает чувство ответственности, которое всегда индивида сдерживает”.

Появлению новых качеств мы, с нашей точки зрения, придаем меньше значения. Для нас достаточным было бы сказать, что в массе индивид попадает в условия, разрешающие ему устранить вытеснение бессознательных первичных позывов. Эти якобы новые качества, которые он теперь обнаруживает, являются на самом деле как раз выявлением этого бессознательного, в котором ведь в зародыше заключено все зло человеческой души; угасание при этих условиях совести или чувства ответственности нашего понимания не затрудняет. Мы давно утверждали, чти зерно так называемой совести – “социальный страх” [1].

[1] Известное расхождение между нашим взглядом и взглядом Ле Бона происходит оттого, что его понятие бессознательного не вполне совпадает с понятием, принятым, психоанализом. Бессознательное Ле Бона содержит прежде всего глубочайшие признаки расовой души, которая, собственно говоря, не имеет значения для индивидуального психоанализа. Мы, правда, не отрицаем, что зерно «Я» («Оно» — как я позже его назвал), которому принадлежит «архаическое наследие» человеческой души, является бессознательным, но мы, кроме того, выделяем «вытесненное бессознательное», которое образовалось из части этого наследия. Это понимание вытесенного у Ле Бона отсутствует.

“Вторая причина – заражаемость – также способствует проявлению у масс специальных признаков и определению их направленности. Заражаемость есть легко констатируемый, но необъяснимый феномен, который следует причислить к феноменам гипнотического рода, к изучению каковых мы тут же приступим. В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство, и при том в такой сильной степени, что индивид очень легко жертвует своим личным интересом в пользу интереса общества. Это – вполне противоположное его натуре свойство, на которое человек способен лишь в качестве составной части массы”

Эту последнюю фразу мы возьмем впоследствии как обоснование для предположения большой значимости.

“Третья и притом важнейшая причина обуславливает у объединенных в массу индивидов особые качества, совершенно противоположные качествам индивида изолированного. Я имею в виду внушаемость, причем упомянутая заражаемость является лишь её последствием.

Для понимания этого явления уместно восстановить в памяти новые открытия физиологии. Мы теперь знаем, что при помощи разнообразных процедур человека можно привести в такое состояние, что он после потери всей своей сознательной личности повинуется всем внушениям лица, лишившего его сознания своей личности, и что он совершает действия, самым резким образом противоречащие его характеру и навыкам. И вот самые тщательные наблюдения показали, что индивид, находящийся в продолжение некоторого времени в лоне активной массы, впадает вскоре вследствие излучений, исходящих от нее, или по какой-либо другой неизвестной причине – в особое состояние, весьма близкое к “зачарованности”, овладевающей загипнотизированным под влиянием гипнотизера . Сознательная личность совершенно утеряна, воля и способность различения отсутствуют, все чувства и мысли ориентированы в направлении, указанном гипнотизером.

Таково, приблизительно, и состояние индивида, принадлежащего к психологической массе Он больше не сознает своих действий Как у человека под гипнозом, так и у него известные способности могут быть изъяты, а другие доведены до степени величайшей интенсивности. Под влиянием внушения он в непреодолимом порыве приступит к выполнению определенных действий. И это неистовство у масс ещё непреодолимее, чем у загипнотизированного, ибо равное для всех индивидов внушение возрастает в силу взаимодействия

“Следовательно, главные отличительные признаки находящегося в массе индивида таковы, исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательной личности, ориентация мыслей и чувств в одном и том же направлении вследствие внушения и заряжения, тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей. Индивид не является больше самим собой, он стал безвольным автоматом”.

Я привел эту цитату так подробно, чтобы подтвердить, что Ле Бон действительно признает состояние индивида в массе состоянием гипнотическим, а не только его с таковым сравнивает. Мы не намереваемся противоречить, но хотим все же подчеркнуть, что последние две причины изменения отдельного человека в массе, а именно: заражаемость и повышенная внушаемость очевидно, не однородны, так как ведь заражение тоже должно быть проявлением внушаемости. Нам кажется, что и воздействия обоих моментов у Ле Бона недостаточно четко разграничены. Может быть, мы лучше всего истолкуем его высказывания, если отнесем заражение к влиянию друг на друга отдельных членов массы, а явления внушения в массе, равные феноменам гипнотического влияния, – к другому источнику. Но к какому? Тут мы замечаем явный пробел: у Ле Бона не упоминается центральная фигура сравнения с гипнозом, а именно лицо, которое массе заменяет гипнотизера. Но он все же указывает на различие между этим не разъясненным “зачаровывающим” влиянием и тем заражающим воздействием, оказываемым друг на друга отдельными индивидами, благодаря которому усиливается первоначальное внушение.

Приведем ещё одну важную точку зрения для суждения о массовом индивиде: – “Кроме того, одним лишь фактом своей принадлежности к организованной массе человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. Будучи единичным, он был, может быть, образованным индивидом, в массе он – варвар, то есть существо, обусловленное первичными позывами. Он обладает спонтанностью, порывистостью, дикостью, а также и энтузиазмом и героизмом примитивных существ”. Затем Ле Бон особо останавливается на снижении интеллектуальных достижении, происходящем у человека при растворении его в массе [2].

[2] Ср.дистихон Шиллера:
Каждый, когда видишь его отдельно,
Как будто и умен и разумен,
Но если они in corpore,
То получается дурак.

Оставим теперь отдельного человека и обратимся к описанию массовой души в изложении Ле Бона. В нем нет моментов, происхождение и классификация которых затруднила бы психоаналитика. Ле Бон указывает нам путь, подтверждая соответствие между душевной жизнью примитивного человека и ребенка.

Масса импульсивна, изменчива и возбудима. Ею почти исключительно руководит бессознательное [2]. Импульсы, которым повинуется масса, могут быть, смотря по обстоятельствам, благородными или жестокими, героическими или трусливыми, но во всех случаях они столь повелительны, что не дают проявляться не только личному интересу, но даже инстинкту самосохранения. Ничто у неё не бывает преднамеренным. Если она и страстно желает чего-нибудь, то всегда не надолго, она неспособна к постоянству воли. Она не выносит отсрочки между желанием и осуществлением желаемого. Она чувствует себя всемогущей, у индивида в массе исчезает понятие невозможного [3].

[2] «Бессознательное» правильно употребляется Ле Боном в смысле описания, где оно обозначает не только одно «вытесненное».
[3] Ср.: «Тотем и табу».

Масса легковерна и чрезвычайно легко поддается влиянию, она некритична, неправдоподобного для неё не существует. Она думает образами, порождающими друг друга ассоциативно, – как это бывает у отдельного человека, когда он свободно фантазирует, – не выверяющимися разумом на соответствие с действительностью. Чувства массы всегда просты и весьма гиперболичны. Масса, таким образом, не знает ни сомнений, ни неуверенности [4].

[4] В толковании сновидений, которым мы обязаны лучшими познаниями в области бессознательной душевной жизни, мы придерживаемся технического правила не учитывать сомнений и неуверенности при пересказе сновидений и каждый элемент сна рассматривать как одинаково утвержденный. Мы относим колебания и неуверенность к влиянию цензуры, которой подлежит работа сновидения, и полагаем, что сомнение и неуверенность, как критическая работа над сном, в первичных мыслях сновидения отсутствуют. Как содержание, они, как и все остальное, могут, конечно, включаться в осадках дня, которыми вызвано сновидение.

Масса немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращается у неё в непоколебимую уверенность, зерно антипатии – в дикую ненависть [5].

[5] Дословно: то же повышение всех эмоций до крайности и безмерности свойственно и аффективности ребенка, и мы снова и находим это в сновидении. Эту же черту можно наблюдать у ребенка в склонности его к аффекту. Все эмоции возрастают у ребенка до крайних пределов, до безмерности, и эту же черту мы снова находим в сновидениях. Ввиду изоляции отдельных эмоций, преобладающей в мире бессознательного, легкое недовольство кем-то, имевшее место днем, может во сне превратиться в пожелание смерти обидчику; или слабый соблазн способен вызвать сон, в котором этот соблазн переходит в совершение преступного действия. Д-р Ганс Сакс отметил этот факт следующим интересным замечанием: «То, что сон рассказал нам об отношениях к действительности (реальности), найдем мы затем и в сознании, и нам не следует удивляться, если чудовище, которое мы видели под увеличительным стеклом анализа, на самом деле окажется инфузорией».

Склонную ко всем крайностям массу и возбуждают тоже лишь чрезмерные раздражения. Тот, кто хочет на неё влиять, не нуждается в логической проверке своей аргументации, ему подобает живописать ярчайшими красками, преувеличивать и всегда повторять то же самое.

Так как масса в истинности или ложности чего-либо не сомневается и при этом сознает свою громадную силу, она столь же нетерпима, как и подвластна авторитету. Она уважает силу, добротой же, которая представляется ей всего лишь разновидностью слабости, руководствуется лишь в незначительной мере. От своего героя она требует силы, даже насилия. Она хочет, чтобы ею владели и её подавляли, хочет бояться своего господина. Будучи в основе своей вполне консервативной, у неё глубокое отвращение ко всем новшествам и прогрессу и безграничное благоговение перед традицией.

Для правильного суждения о нравственности масс следует принять во внимание, что при совместном пребывании индивидов массы у них отпадают все индивидуальные тормозящие моменты и просыпаются для свободного удовлетворения первичных позывов все жестокие, грубые, разрушительные инстинкты, дремлющие в отдельной особи как пережитки первобытных времен. Но, под влиянием внушения, массы способны и на большое самоотречение, бескорыстие и преданность идеалу. В то время как у изолированного индивида едва ли не единственным побуждающим стимулом является личная польза, в массе этот стимул преобладает очень редко. Можно говорить о повышении нравственного уровня отдельного человека под воздействием массы. Хотя и интеллектуальные достижения массы всегда много ниже достижений отдельного человека, её поведение может как намного превышать уровень индивида, так и намного ему уступать.

Некоторые другие черты в характеристике Ле Бона подтверждают право отождествить массовую душу с душой примитивного человека. У масс могут сосуществовать и согласоваться самые противоположные идеи, без того чтобы из их логического противоречия возник конфликт. То же самое мы находим в бессознательной душевной жизни отдельных людей, детей и невротиков, как это давно доказано психоанализом [6].

[6] Амбивалентные эмоциональные переживания маленького ребенка к близким ему людям могут долгое время сосуществовать, причем выражение одного из них не мешает выражению противоположного. Если, наконец, все же возникает конфликт, то он разрешается тем, что ребенок меняет объект и переносит одно из амбивалентных душевных движений на другое лицо. Из истории развития невроза у взрослого человека мы также можем узнать, что подавленное душевное переживание часто долгое время продолжает жить в бессознательных и даже сознательных фантазиях, содержание которых, конечно, прямо противоположно доминирующему стремлению, причем эта противоположность не вызывает, однако, активного противодействия «Я» к тому, что было им отброшено. Это «Я» часто довольно долго потворствует фантазии. Но затем внезапно, обычно вследствие повышения аффективного характера фантазии, конфликт между фантазией и «Я» разверзается со всеми своими последствиями.

В процессе эволюции от детства к зрелости вообще происходит все углубляющаяся интеграция личности, объединение отдельных, независимо друг от друга развивавшихся импульсов первичных позывов и целеустремлений. Аналогичный процесс давно знаком нам в области сексуальной жизни, как объединение всех сексуальных первичных позывов в конечную генитальную организацию. Многочисленные, хорошо знакомые нам примеры — естествоиспытатели, продолжающие верить в Библию, и др., — подтверждают нам, что в процессе создания единства «Я» могут происходить те же нарушения, что и в либидо. Различные возможности позднейшего распада «Я» представляют собой отдельную тему психопатологии.

Далее, масса подпадает под поистине магическую власть слов, которые способны вызывать в массовой душе страшнейшие бури или же эти бури укрощать. “Разумом и доказательствами против определенных слов и формул борьбы не поведешь. Стоит их произнести с благоговением, как физиономии тотчас выражают почтение и головы склоняются. Многие усматривают в них стихийные силы или силы сверхъестественные. Вспомним только о табу имен у примитивных народов, о магических силах, которые заключаются для них в именах и словах.

И наконец: массы никогда не знали жажды истины. Они требуют иллюзий, без которых они не могут жить. Ирреальное для них всегда имеет приоритет перед реальным, нереальное влияет на них почти так же сильно, как реальное. Массы имеют явную тенденцию не видеть между ними разницы.

Это преобладание жизни фантазии, а также иллюзии, создаваемой не исполнившимся желанием, определяет, как мы утверждаем, психологию неврозов. Мы нашли, что для невротиков существенна не обычная объективная, а психическая реальность. Истерический симптом основывается на фантазии, а не на повторении действительного переживания, невротическая навязчивая идея сознания вины – на злом намерении, никогда не дошедшем до осуществления. Да, как во сне и под гипнозом, проверка на реальность в душевной деятельности массы отступает перед интенсивностью аффективных, порожденных желанием импульсов.

Мысли Ле Бона о вождях масс изложены менее исчерпывающим образом, и закономерности остаются недостаточно выясненными. Он думает, что как только живые существа собраны воедино в определенном числе, все равно, будь то стадо животных или человеческая толпа, они инстинктивно ставят себя под авторитет главы. Масса – послушное стадо, которое не в силах жить без господина. У неё такая жажда подчинения, что она инстинктивно подчиняется каждому, кто назовет себя её властелином.

Хотя потребность массы идет вождю навстречу, он все же должен соответствовать этой потребности своими личными качествами. Он должен быть сам захвачен глубокой верой (в идею), чтобы пробудить эту веру в массе; он должен обладать сильной импонирующей волей, которую переймет от него безвольная масса. Далее Ле Бон обсуждает разновидности вождей и средства, которыми они влияют на массы. В общем, он считает, что вожди становятся влиятельными благодаря тем идеям, к которым сами они относятся фанатически.

Этим идеям, как и вождям, он приписывает помимо этого таинственную, неотразимую власть, называемую им “престижем”. Престиж есть своего рода господство, которое возымел над ними индивид, деяние или идея. Оно парализует всю нашу способность к критике и исполняет нас удивлением и уважением. Оно вызывает очевидно, чувство, похожее на завороженность гипноза.

Ле Бон различает приобретенный или искусственный, и личный престиж. Первый, в случае людей, присваивается благодаря имени, богатству, репутации, в случае же воззрений, художественных произведении и т. п. посредством традиции. Так как во всех случаях это касается прошлого, то мало поможет пониманию этого загадочного влияния. Личным престижем обладают немногие люди, и благодаря ему они делаются вождями. Престиж подчиняет им всех и вся как бы под действием волшебных чар. Каждый престиж зависит однако от успеха и теряется после неудач. У нас нет впечатления, что роль вождей и ударение на престиж приведены у Ле Бона в надлежащее соответствие с блестяще им выполненной характеристикой массовой души.

Честные Форекс брокеры этого года:
Оцените статью
Сайт любителей Форекса